Кира Альтман

Журналист, документалист, учитель.
TG
IG
Основатель школы для тех, кто хочет говорить и быть услышанным «Altman talks». Ведущий обозреватель радиостанции Business fm, автор программ на телеканале РБК, автор документальных фильмов. Тридцать лет в режиме онлайн. Золотой призер международного фестиваля рекламы Red Apple. Амбассадор сообщества «Noodome»
Скрыть интервью
— Что, по твоему опыту, мешает людям говорить свободно и уверенно?
Если коротко, то страх — страх не соответствовать ожиданиям, показаться некомпетентным, быть осужденным. Я часто сталкивалась с этим в работе журналиста: люди закрываются, когда чувствуют, что их оценивают по статусу,
а не по сути. Они говорят неестественно, стараясь соответствовать образу уважаемого доктора, высокопоставленного чиновника или успешного бизнесмена. Но стоит проявить уважение к личности, а не к регалиям, и они начинают говорить иначе — свободнее и искреннее.

Но страх говорить — это не только про статус. Многие вообще не считают себя вправе высказываться.

Или убеждены в том, что их высказывание не повлияет на ход дела. Они боятся, что их мнение недостаточно ценно, что их голос не имеет веса. Своим ученикам я на практике показываю, что значит общение из позиции «человек-человек». Например, ко мне обратилась врач, которая терялась перед авторитетом профессоров и не могла говорить с ними на равных. Но голос есть у каждого, и я помогаю людям обрести уверенность в том, что их слова достойны быть услышанными.
КОГДА МЫ СЛЫШИМ ФРАЗУ «СЛУШАЙ СЕБЯ», КАЖЕТСЯ, РЕЧЬ ИДЕТ О ЧЕМ-ТО ПРОСТОМ. ОДНАКО ВНУТРИ НАС ЗВУЧИТ ЦЕЛЫЙ ХОР ГОЛОСОВ И ЧАСТО ЭТИ ГОЛОСА ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ. А ЕЩЕ, ВЗРОСЛЕЯ, МЫ ПРИВЫКАЕМ ДОВЕРЯТЬ ЛОГИКЕ И ФАКТАМ, А НЕ ЧУВСТВАМ, КОТОРЫЕ НЕПРЕРЫВНО ИСПЫТЫВАЕМ ВО ВРЕМЯ ДИАЛОГА.
— Как ты сама училась слушать?
Когда я только начала работать человеком с микрофоном, мне отчаянно хотелось нравиться своей аудитории и быть услышанной всеми без исключения. Тогда я еще не понимала, что настоящая журналистика — это не о себе, а о собеседнике, о том, с кем ты будешь вести разговор. Я слушала поверхностно, просчитывая, как в шахматной партии, свои следующие слова, с маской на лице, скрывающей страх быть собой, сказать что-то неуместное. Это был долгий путь — снять маску перед аудиторией и научиться присутствовать в разговоре, а не контролировать его. Но это того стоило. Мне сейчас легко говорить, даже когда очень трудно.

Я учу разрешать себе «слышать себя», высказывать свои истинные чувства, не обманывая ни себя, ни собеседника. Этот принцип одинаково важен как в личном, так и в публичном диалоге. Мне потребовалось время, чтобы научиться по-настоящему слышать себя и собеседника, а не просто задавать вопросы.
— Что значит, “слушать себя”?
— Так как же понять, что я слышу и начать себе доверять?
Когда мы слышим фразу «слушай себя», кажется, речь идет о чем-то простом. Однако внутри нас звучит целый хор голосов и часто эти голоса противоречат друг другу. А еще, взрослея, мы привыкаем доверять логике и фактам, а не чувствам, которые непрерывно испытываем во время диалога.
На курсе мы переводим фокус внимания на источник подлинных ощущений, например, в область солнечного сплетения, потому что мы слушаем не только ушами, но и всем телом. Когда внимание смещается (например, с импульсивного желания вставить свои пять копеек) на то, что я действительно чувствую, когда слушаю собеседника, происходит чудо, мы начинаем замечать то, что нас волнует в разговоре, который мы ведем.
Это навык, который развивается постепенно: услышал — почувствовал — назвал. Вот его мы и развиваем.
А потом происходит интересное. Выпускники моего курса возвращаются на работу и замечают, что на совещаниях мы мало кого по-настоящему слушаем, многие из нас говорят лишь для того, чтобы высказаться, а не чтобы понять или создать что-то вместе, а те из нас, кто действительно может сказать важное, часто молчит, потому что нас заглушают привыкшие говорить громче. Именно умение — слушать другого и слушать собой — меняет не только характер разговоров, но и то, как мы воспринимаем друг друга.
НА КУРСЕ МЫ ПЕРЕВОДИМ ФОКУС ВНИМАНИЯ НА ИСТОЧНИК ПОДЛИННЫХ ОЩУЩЕНИЙ, НАПРИМЕР, В ОБЛАСТЬ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО МЫ СЛУШАЕМ НЕ ТОЛЬКО УШАМИ, НО И ВСЕМ ТЕЛОМ.
Выпускной вечер у меня дома. Автор фото: Олеся Одинцова.
1/3
Выпускной вечер у меня дома. Автор фото: Олеся Одинцова.
2/3
Выпускной вечер у меня дома. Автор фото: Олеся Одинцова.
3/3
— Почему важно уметь говорить в корпоративной среде?
— Что для тебя значит «говорить с удовольствием» и почему важна эта позиция?
Несказанное или недосказанное в бизнесе может стоить слишком дорого. Умение слышать — не формальность, а инструмент принятия верных решений.

Я помню случай, когда наша радиостанция (тогда это была радиостанция «Серебряный дождь «) оказалась под угрозой закрытия. В тот момент мне пришлось отбросить все формальности в разговоре с генеральным директором. Вместо того чтобы соблюдать субординацию, мы говорили на равных, как человек с человеком и так решали нашу общую проблему. Так я к ней относилась.

Такой подход спас нас всех, всю команду.

Настоящий профессионализм — это не подчиняться регламенту, а включаться в ситуацию. И чтобы компании действительно росли, важно создавать среду, где решения принимают не по должности, а по сути. Компании, где каждый чувствует право на свой голос, развиваются, процветают.
Говорить с удовольствием — это говорить без внутреннего цензора. Это — состояние, когда ты не пытаешься угадать «правильный ответ» или спрогнозировать реакцию собеседника. Раньше я, как и многие, считала, что быть собой, — это риск. Я тщательно фильтровала свою речь и взвешивала каждое слово. По сути, это был не диалог, а выступление с заранее отрепетированными репликами. Такое общение утомляет, превращается в пытку.

Когда я научилась слышать себя — свои истинные чувства и мысли, а не социальные ожидания, — изменилось и моё звучание. Оно стало живым. Я перестала бояться пауз, несовершенных формулировок, спонтанных реакций. И именно тогда в разговорах появилось удовольствие — то особое чувство, когда ты полностью присутствуешь в диалоге, когда речь естественна.

Самое ценное в таком диалоге — ощущение, что тебя действительно слышат. Не оценивают, а именно слышат. И ты в ответ не просто произносишь слова или возражаешь, а участвуешь в создании общего смысла. Это, как джазовая импровизация, где каждый музыкант подхватывает и развивает мелодию другого, где нет фальши, потому что нет заранее прописанных нот, — есть только живой отклик на то, что рождается здесь и сейчас.
Теперь, когда вы узнали чуть больше обо мне — наступает ваше время ответить себе на вопрос, что для вас в приоритете — личное развитие или рост вашей команды. Больше о программах для бизнеса можно узнать тут:
МЕДИА